Инновационно - проектная деятельность
Проектная деятельность на уроках литературы как средство повышения интереса к предмету у студентов.

В соответствии с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования учитель русского языка и литературы должен внедряет в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.

Технология «Метод проектов» основывается на концепции деятельного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов .


По определению, «проект» - это совокупность определенных дейс­твий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектная деятельность как педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому учитель может:

1) создать собственную технологию;

2) перенять то, что открыто другими.

Проектная технология личностно - ориентирована, и в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Это приоритетная форма организации работы учащихся, способствующая активизации их мыслительной деятельности и развитию креативных способностей.


Цели и задачи:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета; оформления информации, собранной самостоятельно виде, доступном для помещения в сеть Интернет; находить максимально приближенные к идее художественного произведения варианты технического воплощения.

Проектная образовательная технология предполагает самостоятельную деятельность учащихся, использование исследовательских приемов, наличие проблемы, требующей интегрированных знаний; это отход от авторитарного стиля обучения и переход к взаимодействию "учитель — ученик" Важно также, что проектная технология позволяет развивать коммуникативные навыки и образность мышления учащихся. Огромную роль при этом играет постоянное общение с учителем, советы и консультации которого способствуют становлению и развитию ученика как исследователя. Выдающийся ученый Н.А. Бердяев в книге "Самосознание" писал: "Мои способности обнаруживаются лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном творческом состоянии".




Проектная технология предполагает:

– наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

– практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

– самостоятельную деятельность ученика;

– структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

– подведение итогов, корректировку, выводы.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. Для этого мне, как учителю, нужно владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся, направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы, уметь интегрировать знания из различных областей по проблематике выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый студент учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач, приобретает коммуникативные навыки и умения, овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Цели любого проекта должны способствовать мотивации учащихся на проведение исследований, выработке навыков и умений групповой работы, выработке умений самостоятельно обобщать материал и делать выводы, мотивации учащихся на самостоятельное изучение и анализ отдельных фактов, тем, явлений.

Для организации проекта необходимо:

1) определить цели и задачи проекта (познавательные, исследовательские, социокультурные и т. д.);
2) определить область исследования;
3) обсудить это с учащимися и разбить их на группы (группы должны быть небольшими и не превышать 4—5 человек, или можно поставить конкретные задачи для индивидуальной работы отдельных учащихся);
4) поставить конкретные задачи перед каждой группой;
5) определить временные интервалы для выполнения каждой задачи;
б) проконсультировать каждую группу по источникам информации, необходимой для решения поставленных задач, способам их анализа, синтеза, обобщения, получения конкретных результатов;
7) организовать проведение промежуточных тематических дискуссий и критического анализа работы каждой группы в целях обмена достигнутыми результатами, корректировки работы групп, обобщения промежуточных результатов работы групп, устранения возможного недостатка информации и ее неточности;
8) откорректировать задачи групп с учетом уже полученных результатов;
9) организовать представление конечных результатов работы (презентация).

Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что в основном на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно (учитель может выступать в роли консультанта): ставят цели и определяют пути их достижения, осуществляют поиск, отбор, анализ и обобщение необходимой им информации.

Методика организации проекта предполагает несколько этапов.


1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами): высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление интересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний): уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.), интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков): систематизация полученных данных; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников): осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, района, округа и т. д.). На данном этапе чаще всего я предлагаю защиту проектов форме презентации с использованием компьютера. Перед началом работы учащиеся получают памятку о том, как работать над презентацией.






Основные принципы разработки презентаций проекта по литературе



1. Оптимальный объем. Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.

2. Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения.

3. Разнообразие форм. Реализация индивидуального подхода к обучаемому, учет его возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию.

4. Учет особенности восприятия информации с экрана. Понятия и абстрактные положения до сознания студентов доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.

5. Занимательность. Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

6. Красота и эстетичность. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

7. Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.


Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.



Требования к оформлению презентаций



Оформление слайдов

Соблюдайте единый стиль оформления.

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Для фона предпочтительны холодные тона.

Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Содержание информации

Используйте короткие слова и предложения.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.

Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие.

Интересные темы проектных работ по литературе

Достоевский Фёдор Михайлович
Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
Значение стихотворения А.С. Пушкина «Рыцарь бедный» в художественной структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот».
Литературные и культурные ассоциации (цитаты, реминисценции, аллюзии) в романе Ф.М. Достоевского «Подросток».
Макар Девушкин как предшественник Раскольникова.
Раскольников и «лики зла» в романе Ф.М. Достоевского.
Реформы Александра II и их отражение в романе "Преступление и наказание".
Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа "Преступление и наказание").
«Шекспировское» в русской прозе второй половины XIX века (на материале одного из произведений Ф.М. Достоевского).
Что читают герои романа "Преступление и наказание"?

Некрасов Николай Алексеевич
Поэтика поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (по нескольким эпизодам)
Образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова и А.Г. Венецианова

Чехов Антон Павлович
Литературные места России А.П. Чехов
Роль художественной детали в рассказах А.П. Чехова
"Значащие" имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах Чехова

Островский Александр Николаевич
Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)
Литература и музыка: пьеса Островского "Гроза" и одноименная опера Кашперова

Пушкин Александр Сергеевич
Дуэль в жизни и творчестве Пушкина
Значение стихотворения А.С. Пушкина «Рыцарь бедный» в художественной структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот».
Литературные салоны пушкинской поры
Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина.
Пушкинскийинтертекст романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

Толстой Лев Николаевич
«Только эта жизнь имеет цену» (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Бальные платья начала XIX века (на материале романа «Война и мир»).
Вооружение русской и французской армии в романе «Война и мир».
Изображение военных действий в произведениях Л.Н. Толстого.
Искусство психологического анализа в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Наполеон на Поклонной горе (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
Пейзаж в поздних рассказах Л.Н. Толстого (любое произведение)
Расписание дня дворянина в романе «Война и мир».
Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?»
Роль сравнений в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (несколько эпизодов).
Русский и французский императоры в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Своеобразие творческого метода романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

Тургенев Иван Сергеевич
Внешний облик «нового» человека («Отцы и дети» Тургенева, «Что делать?»Чернышевского).
Жесты и слова героев в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Портрет персонажа в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
Повесть Толстого "Отец Сергий" и роман И.С. Тургенева "Отцы и дети".
Портрет персонажа в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
Традиции русского и немецкого романтизма в очерке И.С. Тургенева «Призраки».

Тютчев Фёдор Иванович
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.
Тютчевские размышления о космосе и хаосе.

Фет Афанасий Афанасьевич
Античные образы в поэзии А.А.Фета.
Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета.

Интересные темы исследовательских работ по литературе 10 класс

А.Д. Меньшиков в истории и литературе (Роман А.Н. Толстого «Петр Первый»).
Бал в жизни дворянского общества и его отражение в русской литературе 19 века.
Библейские мотивы в русской поэзии
В садах школы (история первого школьного выпуска).
Виды сказок В.М. Санги - нивский сказочник.
Герой- правдоискатель в литературе конца XX-начала XXI веков.
Герой современной русской и французской литературы
Дуэль как элемент дворянской культуры в произведениях русских писателей 19 века.
Женские образы в кинематографе
Женские судьбы в поэзии Ахмадуллиной и Тушновой
Женские судьбы в поэзии Серебряного века
Женские судьбы в стихах наших современниц
Использование прецедентных текстов в заголовках журнальных статей
Карты и карточная игра в русской литературе 19 века.
Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Кто гений чистой красоты?
Любимые женщины Есенина (юность)
Малый драматический театр: истоки популярности
Мир фэнтези в современной литературе
Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
Нарушение речевых и стилистических норм в рекламной продукции.
Образ еды в произведениях русских.
Образ птицы в русской литературе
Образ птицы: от мифа к поэзии
Образы деревьев в русской поэзии 19 века.
Особенности жанра фэнтези
Поэт Г.Гейне в переводах М.Лермонтова, Ф.Тютчева, Л.Фета, М.Михайлова.
Притча о блудном сыне
Противопоставление «я» - «мы» в пьесах драматурга С. Г. Куваева.
Птицы от мифа к поэзии

Публицистика последних лет: темы, проблемы, пафос.
Пушкинские мотивы в современной поэзии (на материале стихотворений Светланы Сырневой или другого современного поэта).
Рок-революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории.
Русский речевой этикет - приветствия
Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
Сатира в русской литературе
Сербскохорватский эпос: исторический и культурный аспекты
Сказ и его воплощение в повестях и рассказах Н.С. Лескова.
Сквозь крылья разглядеть сокрытую свободу
Слово и музыка в стихах А. Фета.
Сны и сновидения в русской литературе
Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде (на примере одного из авторов)
Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца»
Театр XIX - начала XX века
Тема пути в русской литературе
Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»)
Тютчевские размышления о космосе и хаосе.
Учитель…Какой он на страницах отечественной литературы?
Флора и фауна в поэзии Серебряного века
Язык жестов героев…
Язык и юмор в романе Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев".
Языковая палитра в «Слове о полку Игореве…»





This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website